“Yangi O‘zbekiston iqtisodiyoti” ilmiy-uslubiy jurnal 2023 yil 1-son

“Yangi O‘zbekiston iqtisodiyoti”  ilmiy-uslubiy jurnal 2023 yil 1-son
Journal
15:47, 20 июнь 2023
283
0

ПРОБЛЕМЫ И ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ

 

ЎЗБЕКИСТОНДА ОЗИҚ-ОВҚАТ ХАВФСИЗЛИГИНИ ТАЪМИНЛАШ МУАММОЛАРИ ВА ОМИЛЛАРИ

 

CHALLENGES AND FACTORS FOR FOOD SECURITY IN UZBEKISTAN

 

 Абулкасимов Хасан Пирназарович, 

Национальный университета Узбекистана

 имени Мирзо Улугбека, Республика Узбекистан,

Саидахмедова Надира Ильхамовна

Ташкентский государственный педагогический

 университет имени Низами, Республика Узбекистан)

 

Annotatsiya

 

В статье проанализированы сущность и необходимость обеспечения продовольственной безопасности. Исследованы угрозы и тенденции обеспечения продовольственной безопасности в Узбекистане. Определены проблемы обеспечения населения продовольственными продуктами и   пути их решения. Разработаны научно обоснованные предложения и практические рекомендации по обеспечению продоволстьвенной безопасности.

Ключевые слова: Безопасность, экономическая безопасность, продоволстьвенная безопасность, продовольственная зависимость, угрозы.

 

Мақолада озиқ-овқат хавфсизлигининг моҳияти ва уни таъминлашнинг зарурлиги таҳлил қилинган. Ўзбекистонда озиқ-овқат хавфсизлигини таъминлаш тенденциялари ва таҳдидлари ўрганилган. Аҳолини озиқ-овқат маҳсулотлари билан таъминлаш муаммолари ва уларни ҳал этиш йўллари аниқланган. Озиқ-овқат хавфсизлигини таъминлаш бўйича илмий таклиф ва амалий тавсиялар ишлаб чиқилган.

Калит сўзлар: Хавфсизлик, иқтисодий хавфсизлик,озиқ-овқат хавфсизлиги, озиқ-овқатга қарамлилик, таҳдидлар.

 

The article analyzes the essence and necessity of ensuring food security. The threats and trends of food security in Uzbekistan were studied. The problems of providing the population with food products and ways of solving them have been identified. Scientifically based proposals and practical recommendations for ensuring food security have been developed.

Key words: Security, economic security, food security, food security, food dependence, threats.

С первых лет независимости вопросы продовольственной безопасности занимают одно из центральных мест в социально-экономической политике Узбекистана. Поэтому уделяется отдельное внимание обеспечению продовольственной безопасности на уровне страны и вопросам, связанные с ним. Это находит свое отражение в соответствующих нормативно-правовых документах, и обеспечении их исполнения. В частности, в Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы поставлена цель «Увеличение доходов дехкан и фермеров как минимум в два раза с обеспечением ежегодного роста объемов сельского хозяйства не менее чем на 5 процентов за счет интенсивного развития сельского хозяйства и применения передовых достижений науки»[1]. 

Проблемы экономической безопасности Узбекистана, включая продовольственной безопасности, изучены в научных работах таких ученых, как О.А.Абдуганиев, Х.П.Абулкосимов, С.С.Бекенов, Б.Б.Беркинов, Б.Э.Мамарахимов, Т.С.Расулов, Ш.Р.Кобилов, Д.Н.Саидова, И.Б.Рустамова и др. Кроме этого, ученые-экономисты-аграрники нашей республики, такие, как   Ф.Назарова, А.Мухтаров, акцентировали свое внимание на вопросах развития аграрного сектора в условиях либерализации экономики и глобализации. 

Одной из основных форм экономической безопасности является продовольственная безопасность. На наш взгляд, не совсем корректно говорить, что в обеспечении продовольственной безопасности участвует только сельское хозяйство и агропромышленный комплекс. Учитывая огромную роль и значение этих отраслей и секторов в производстве продовольственных товаров, можно сказать, что в обеспечении продовольственной безопасности страны задействованы такие отрасли национальной экономики, как промышленность, в том числе пищевая промышленность, транспорт, связь, внутренняя и внешняя торговля, в целом все отрасли и сектора. Эффективное и рациональное использование потенциала аграрной, промышленной, бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, региональной, социальной, экологической и транспортной политики страны также имеет важное значение для создания достаточных институциональных, социально-экономических условий и возможностей для достижения этих целей.

На наш взгляд, в качестве важных элементов понятия продовольственной безопасности, которая изложена в Римской декларации о всемирной продовольственной безопасности, важно добавить к ней социальные аспекты, основанные на достижении продовольственной безопасности в физическом (количественном) и экономическом выражении, продовольственной независимости, надежности и стабильности и т.д. (Рис.1).


Рис.1. Элементы концепции продовольственной безопасности[2].

Стоит отметить, что безопасность продовольственных товаров обеспечивается на разных уровнях. Поэтому продовольственная безопасность проявляется по-разному. Исходя из результатов проведенного исследования, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие уровни обеспечения продовольственной безопасности:

высокий уровень обеспечения продовольственной безопасности – производство сельскохозяйственной и продовольственной продукции находится на уровне выше необходимого минимального уровня потребления населения, которое   обеспечивается и экспортируется только производителями страны;

обеспеченная продовольственная безопасность – производство сельскохозяйственной и продовольственной продукции в основном удовлетворяет внутренние потребности государства, а потребление находится на уровне выше необходимого минимального уровня населения, которое обеспечивается производителями страны;

дополнительно обеспеченная продовольственная безопасность – производство сельскохозяйственной и продовольственной продукции не полностью удовлетворяет внутренние потребности государства, продовольственные товары из-за рубежа частично импортируются для того, чтобы потребление населения было выше необходимого минимального уровня;

продовольственная зависимость – производство сельскохозяйственной и продовольственной продукции не удовлетворяет внутренние потребности государства, необходимый минимальный уровень потребления обеспечивается за счет импорта продовольствия из зарубежных (третьих) стран. 

Исходя из этих задач, следует сказать, что для страны важно учитывать как внешние, так и внутренние угрозы в обеспечении продовольственной безопасности. Внешние угрозы продовольственной безопасности страны проявляются в социально-экономических и политических процессах, факторах и реалиях, возникающих за пределами страны, в том числе в глобальном и общемировом масштабе, а также в соседних странах и странах-партнерах, представляющих для нее угрозу. К внутренним угрозам относятся факторы, процессы и реалии, которые негативно влияют на продовольственную безопасность страны, создают риски, затрудняют ее, вызывают возникновение проблемных ситуации.

Следует отметить, что механизм обеспечения продовольственной безопасности представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных форм и экономических методов на международном, национальном и региональном уронях, объединенных в механизм регулирования на основе единых правовых норм, позволяющих государству стабилизировать уровень продовольственной безопасности.

По нашему мнению, механизм обеспечения национальной продовольственной безопасности включает субъекты безопасности на международном, национальном и региональном уровнях, инструменты и   принципы обеспечения продовольственной безопасности и ее оценку, разработку и внедрение программы повышения уровня обеспечения продовольственной безопасности, их мониторинг и корректировку в программы с учетом результатов мониторинга.

На сегодняшний день существует несколько методик, основанных на системе показателей для оценки продовольственной безопасности. Методологии Продовольственной и сельскохозяйственной организации Организации Объединенных Наций (ФАО) и Global Food Security Index (GFSI) заслуживают особого внимания не только при теоретическом осмыслении этой проблемы, но и при ее оценке.  

Международная система определения и оценки продовольственной безопасности в ФАО была введена с 1996 года, а с 2011 года в качестве открытой базы данных был опубликован сайт ФАОСТАТ. С 2016 года система этих показателей была усовершенствована в соответствии с задачами Глобальной программы ООН по целям развития тысячелетия и целям устойчивого развития на период до 2030 года. А GFSI функционирует с 2012 года. При этом пользуются в основном тремя системами индикаторов: возможности экономического достижения продовольственной продукции и их потребление; наличие и достаточность   продовольственной продукции; уровень качества и безопасности продовольственной продукции, а с 2017 года в целях оценки влияния на продовольственную безопасность, таких рисков, как глобальное изменение климата и уменьшение количества доступных природных ресурсов, используется индикаторы "природные ресурсы и стабильность".

Например, согласно рейтинговому анализу по индексу продовольственной безопасности, по уровням, достигнутым в странах мира с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности, страны с высоким уровнем дохода занимают самые высокие места в рейтинге. Однако в 2019 году в рейтинге этих стран по сравнению с 2012 годом встречаются то положительные, то отрицательные стороны. В нашей республике наблюдается положительная ситуация, если в 2012 году наша страна занимала 72-е место в мире, то в 2018 году - 80-е место, а в 2019 году поднялась на 9 пунктов выше, чем в 2018 году.


Рис. 2. Рейтинг Республики Узбекистан среди стран мира по уровню продовольственной безопасности[3]

 

Использование этих индикаторов позволяет сравнивать различные страны по определенным показателям, отслеживать динамику изменения их значений во времени, но не позволяет проводить общую интегральную оценку состояния продовольственной безопасности в определенных странах. Как видно, некоторые показатели считаются одинаково приоритетными для всех стран. 

Как показывают анализы, рост производства основных видов продовольственных товаров на душу населения в 1991-2021 годах немного приблизились к рациональным нормам потребления, установленных Всемирной организацией здравоохранения и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, по производству зерновых культур, овощей и бахчевых культур и продовольственных культур наблюдается превышение этих норм (табл.1)

Таблица 1.

Отношение объема производства основных видов сельскохозяйственной продукции на душу населения в Узбекистане к рациональным нормам потребления  (%)[4]

 

По отношению к нормам ВОЗ *,%

По отношению к нормам Минздрава РУз,%

1991 г.

2016 г.

2021 г.

1991 г.

2016 г.

2021 г.

Зерновые культуры

76,7

206,3

159,1

71,7

192,7

148,6

Картофель

17,9

95,4

85,5

17,8

95,1

85,2

Овощи и бахчевые и продовольствен-ные культуры

146,9

249,6

247,3

153,7

261

258,7

Фрукты и ягоды

31,1

119,5

96,9

30,2

115,9

93,9

Мясо (в живом весе)

54,6

99,6

103,7

52,4

95,6

99,6

Молоко

36,4

76,4

78,0

35,6

74,8

76,3

Яйца (шт.)

24,6

83,2

91,0

21,8

73,8

80,7

*Примечание: в последние годы ВОЗ изменила единицу измерения нормы потребления продуктов питания с кг. на  ккал. Из-за невозможности подсчета в ккал, расчет производился в килограммах.

 

В годы независимости Республики Узбекистан в результате реализации программ реформирования отраслей промышленности, структурных преобразований и диверсификации, как и во всех отраслях экономики, наблюдается тенденция роста доли пищевой промышленности в валовом объеме промышленной продукции. В результате этого в период 1990-2021 годы, несмотря на прирост населения в Узбекистане значительно выросло потребление мясо и мясопродуктов(на 39,3%), молоко и молокопродуктов(на 49,8%), яица (в 2,2 раза), овощей (в2,6раза), картофеля (96,9%), фруктов( в 6,5 раза), сахара (в 2,7раза) (в (табл.2). 

Таблица 2.

Потребление основных продуктов питания по республике Узбекистан, кг на душу населения)[5]

Кўрсаткичлар номи

1990

год

2000

год

2010

год

2019

год

2020

год

2021

год 

2021г. в % к 1990г

Хлеб и хлебопродуктов 

170

167

160

177,6

177,6

178,4

104,9

Мясо и мясопродуктов 

31 

34

38

43,2

43,2

43,2

139,3

Молоко и молочные продукты

183

162

239

272,4

273,6

274,1

149,8

Яица (штук)

97

47

138

216

218

220

226,8

Овощи (включая бахчевые) 

107

128

238

278,4

278,4

279,8

261,5

Картофель

29

36

45

56,4

55,9

57,1

196,9

Растительное масло и другие жиры

12

12

13

24,0

24,0

24,0

200,0

Сахар, с учетом кондитерской продукции

12

16

17

33,6

32,4

33,1

275,8

Фрукты (включая виноград) 

23

42

83

148,8

148,8

149,6

650,4

                                                                           

 При сравнении рациональных норм, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан по среднедушевому потреблению основных видов пищевых продуктов, фактические уровни потребления в годы независимости также имеют тенденцию к росту. 

Среднедушевое потребление хлеба и хлебобулочных изделий всегда было выше уровня рациональных норм в соответствии с этими рекомендациями. В 2021 году фактический уровень среднедушевого потребления растительного масла по отношению к нормам, рекомендованных ВОЗ и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан был выше соответственно на 183,2 и на 263,7 процента. Кроме этого, в 2021 году по сравнению с 1990 годом фактический уровень потребления мяса и мясопродуктов увеличился по отношению к  рациональным нормам  с 44,2 процента до 61,6 процента и с 42,5 процента до 59,2 процента соответственно (табл.3).

Таблица 3.

Динамика изменения фактического уровня потребления основных продовольственных товаров на душу населения по отношению к рациональным нормам потребления (в %)[6]

Виды продукции 

Рациональ-ная норма потребле-ния по ВОЗ

 (кг/ чел, в год)

Рациональ-ная норма потребле-ния по РУз

 (кг/ чел, в год)

По отношению к нормам ВОЗ*,%

По отношению к нормам Минздрава Республики Узбекистан,%

1990 г.

2021 г.

1990 г.

2021 г.

Хлеб и хлебобулоч-ные изделия 

120,5

129

141,1

148,0

131,8

138,3

Мясо и мясная продукция 

70,1

73

44,2

61,6

42,5

59,2

Молочная продукция

404

413

45,3

67,8

44,3

66,3

Овощи и бахчевые культуры

140,3

134,1

76,3

199,4

79,8

208,6

Растительное масло 

13,1

9,1

91,6

183,2

131,8

263,7

Сахар, вместе с кондитер-скими изделиями 

36,5

40,5

32,8

90,7

29,6

81,7

 

Такие позитивные сдвиги можно признать как положительный результат сотрудничества аграрного сектора республики с аграрным сектором мировой экономики. 

Вышеописанная положительная ситуация наблюдается также в том, что страна имеет положительное сальдо экспорта и импорта продовольствия. В частности, если в 1995 году в общей сложности было экспортировано продукции на сумму 4590,2 млн.долл. США, 1,7 процента которого приходилось на долю продовольственных товаров, то в 2021 году этот показатель составил 1 371,8 млн.долл. США и 8,3 процента соответственно (табл.4).

                                                                                                    Таблица 4.

Динамика экспорта и импорта пищевой продукции в Республике Узбекистан  (млн.долл. США)[7]

Показатели

1995 г.

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2015 г.

2021 г.

Экспорт  всего

4590,2

3264,7

5408,8

13023,4

14109,0

16 610,6

Из них: продукты питания 

205,4

176,4

206,1

1260,5

1675,6

1 371,8

Доля продуктов питания по отношению к общему объему 

1,7

5,4

3,8

9,7

11,9

8,3

Импорт  всего

4721,1

2947,4

4091,3

9175,8

13984,3

25 461,0

Из них: продукты питания 

1390,6

361,1

287,2

963,2

1509,9

2 509,6

Доля продуктов питания по отношению к общему объему 

18,2

12,3

7,0

10,5

10,8

9,9

 

Положительная ситуация наблюдалась и в структуре импорта, объем которого в 1995 году составил 4721,1 млн. долл. США, из них 18,2 процента составили продукты питания. А в 2021 году этот показатель значительно сократился, т.е. составил 9,9 процента от общего объема импорта.

В целом, в Узбекистане наблюдаются тенденции сохранения внешних и внутренних факторов, препятствующих устойчивому развитию сельскохозяйственного производства и достижению продовольственной безопасности. На наш взгляд, они выражаются в следующем:

– под влиянием интенсивных урбанизационных процессов и других факторов площади сельскохозяйственных культур, в частности орошаемых земель в расчете на душу населения сокращаются;

– мелиоративное состояние, уровень использования потенциала мелиоративной системы остается низким по сравнению с оптимальным, в частности, коэффициент полезного действия оросительных систем равен 0,63 процента;

– существуют земли, которые ранее орошались, но стали неплодородными, выведенных из сельскохозяйственного оборота, возрастает степень деградации земель, в частности пастбищ;

– в будущем ожидается дефицит земельно-водных ресурсов в результате экологических и климатических изменений и наблюдается повышение уровня их ухудшения в качественном отношении;

– наблюдается тенденция, при котором объем основного вида сельскохозяйственной и продовольственной продукции в количественном выражении находится на уровне медицинских норм, а по некоторым видам продукции даже превышает уровня нормы. Однако сохраняется импорт семян продукции по борьбе с вредителями и болезнями, корма для животноводства, а также остается низким уровень использования инновационных технологий и методов повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства;

– остается высокий уровень потерь продукции из-за существующего материально-технического обеспечения пищевой промышленности, в частности, малого количества предприятий перерабатывающих отраслей, износа основных производственных фондов, неравномерного размещения перерабатывающих предприятий на территории республики,;

– отсутствие эффективной системы создания и реализации инновационных идей, работ в аграрной сфере, в частности размер средств, расходуемых на науку и научные исследования и др., остается крайне малым. 

Для решения этих проблем и дальнейшего улучшения обеспечения продовольственной безопасности вУзбекистане целесообразно осуществлять следующие:

-по нашему мнению, принятие закона "О продовольственной безопасности Республики Узбекистан", устанавливающего стратегические цели и приоритеты в продовольственной сфере и во взаимосвязанных отраслях экономики, считается целесообразным; 

 дифференцирование ряд налогов в зависимости от почвенно-климатических условий, в том числе налогового законодательства, стимулирующее реальный сектор производства, адаптированное к особенностям аграрного сектора.

– эффективность механизма защиты прав потребителей также напрямую зависит от уровня правовых знаний потребителей. Поэтому большое внимание следует уделять повышению правовых знаний потребителей именно через средства массовой информации. 

– содействие организации экопредприятий на основе предоставления специальных премий (субсидий) экопредприятиям при переходе от традиционного способа производства к органическому;

– стимулирование роста темпов производства основных видов сельскохозяйственной продукции, внедрение стандартов качества продовольственной продукции, размещение основных видов сельскохозяйственных культур по регионам, повышение общих и специализированных знаний у сельского населения.

– поддержка производителей продовольственной продукции. Здесь подразумевается поддержка и стимулирование деятельности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных участков, производящими сельскохозяйственную продовольственную продукцию, предприятий пищевой промышленности.

 

Список использованних литературы

 

  1. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-60 от 28 января 2022 года «О Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы». Приложение 1// https://lex.uz/ru/docs/5841077
  2. Абдуғаниев О.А. Минтақанинг озиқ-овқат билан таъминланганлигини баҳолаш усуллари ва мезонлари //”Иқтисодиёт ва инновацион технологиялар” илмий электрон журнали. №3. Май-июнь 2018 йил. //www.iqtisodiyot.uz; 
  3.    Абулқосимов Ҳ.П., Расулов Т.С. Озиқ-овқат хавфсизлигини таъминлашнинг назарий жиҳатлари ва йўналишлари. Монография. – Т.: “Fan va texnologiya”, 2017.– 152 б.
  4. Abulkasimov H.P., Saidaxmedova N.I, Priority aspects of Providing  food security in Uzbekistan//Actual issues and solutions of development of economic sectors of the Republic of Uzbekistan in modern conditions //2021 yilning 29-30 Yanvar kunlari, Jizzax, O’zbekiston.// ORGANIZED BY JOURNAL OF TECHNICAL SCIENCE AND INNOVATION Ltd.// //http jtsi.uz -37-46 betlar
  5.    Анищенко А.Н., Ускова Т.В., Семенков Р.Ю., Чеквинский А.Н. Продовольственная безопасность региона.  М.: ИСЭРТ РАН, 2014. – 140 с.
  6.   Саидахмедова Н.И.  Бозор иқтисодиёти шароитида озиқ-овқат хавфсизлигини таъминлашнинг назарий жиҳатлари ва йўналишлари. Монография. – Т.: “Fan va texnologiya”, 2018 йил.-174 б.
  7. Саидова Д.Н., Рустамова И.Б., Турсунов Ш.А. Аграр сиёсат ва озиқ-овқат хавфсизлиги. Ўқув қўлланма. – Т.: ЎзФА Асосий кутубхонаси босмахонаси нашриёти, 2016. – 258 бет.
  8. Уровень продовольственной безопасности стран 2012, 2016, 2018, 2019 рейтинг// https://gtmarket.ru/ratings/global-food-security-index/info

[1] Указ Президента Республики Узбекистан №УП-60 от 28 января 2022 года «О Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы». Приложение 1// https://lex.uz/ru/docs/5841077

[2] Составлено авторами на основе исследований.

[3] Составлено автором на основе данных - Уровень продовольственной безопасности стран 2012, 2016, 2018, 2019 рейтинг// https://gtmarket.ru/ratings/global-food-security-index/info

[4] Составлено авторами на основе исследований.

[5] Данные Агентство Статистики при Президенте Республики Узбекистан.

[6] Разработано авторами на основе данных Министерства экономики и финансы Республики Узбекистан и Агентство Статистики при Президенте Республиики Узбекистан.

[7] Рассчитано авторами на основе данных Агентство Статистики при Президенте Республики Узбекистан. 

1-son-2023-jiljurnal-oxirgisi-svod-15_06_2023-2.pdf
(Скачали 24)
725.82 Kb

Посмотреть онлайн файл: 1-son-2023-jiljurnal-oxirgisi-svod-15_06_2023-2.pdf
1-son-2023-jiljurnal-oxirgisi-svod-15_06_2023-2.pdf
(Скачали 24)
725.82 Kb

Посмотреть онлайн файл: 1-son-2023-jiljurnal-oxirgisi-svod-15_06_2023-2.pdf

Ushbu maqolaga o‘xshash
“Yangi O‘zbekiston iqtisodiyoti” - ilmiy-uslubiy jurnal 2023 yil 2-son “Yangi O‘zbekiston iqtisodiyoti” - ilmiy-uslubiy jurnal 2023 yil 2-son
“Yangi O‘zbekiston iqtisodiyoti” ilmiy-uslubiy jurnal 2023 yil 2-son...
20.06.23
391
0
YANGI O‘ZBEKISTON IQTISODIYOTI 7-son YANGI O‘ZBEKISTON IQTISODIYOTI 7-son
YANGI O‘ZBEKISTON IQTISODIYOTI 7-SON...
04.12.23
386
0